Общение

Сейчас 820 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

Группа занимающихся организуется по принципу, принятому в школьной гимнастике: это дает возможность удобно размещать группу в пространстве и управлять ею. Крайне важно создать послушный воле педагога коллектив, а перед началом специальных сценических упражнений поднять общий физиологический тонус: дать возможность размять мускулатуру, повысить эмоциональный уровень психики занимающихся и, наконец, сосредоточить их внимание, пользуясь для этого простейшими упражнениями в координации движений. Для этого применяется простая ходьба, повороты направо, налево и кругом, построение в одну шеренгу, в две, ходьба в колонне по одному, по два, по три и по четыре. Все команды педагог произносит в принятой в гимнастике манере.

Длительность вводной части урока, в зависимости от учебного периода, может быть от 3 до 10 минут. Так, в первые два месяца на вводную часть отводится по 8—10 минут, а далее это время из месяца в месяц сокращается. Достигается такое уменьшение за счет того, что повышается темп выполнения упражнений и сокращается их количество (поскольку каждое из них становится все более трудным, т. е. за короткий отрезок времени создает необходимый эффект).

Наиболее типичное вводное упражнение — мерный бег в сочетании с изменением направлений движения, бег парами, даже шеренгами по четыре. После пробежек всегда дается ходьба с постепенным замедлением, глубоким дыханием и остановкой. Бег исполняется под музыкальное сопровождение; его продолжительность не более 40 секунд при темпе 120—130 ударов метронома в минуту.

Исполнением мерного бега следует начинать только первый и второй уроки. В дальнейшем во вводной части урока даются более сложные упражнения, в которых сочетаются ходьба, бег и прыжки.

Во вводной части урока, как указывалось выше, даются упражнения на простую координацию, имеющие целью повысить уровень внимания, (сосредоточенности учеников. Эта форма упражнений имеет большое значение и как организующее средство. В уроке не следует давать более одного такого упражнения, хотя его можно усложнить постепенным убыстрением темпа и привлечением дополнительных нетрудных заданий.

В каждом уроке, таким образом, будет одно упражнение на повышение физиологического и эмоционального уровня и одно на координацию и сосредоточение внимания.

I. Разминочные упражнения.

Построить группу в одну шеренгу по росту: на правом фланге — юноши, на левом — девушки.

Упражнение 1.

Ходьба на месте. Исходное положение — стойка «смирно» (пятки вместе, носки врозь, руки опущены вдоль туловища). Техника исполнения. По команде «На месте шагом марш!» начать ходьбу на месте с левой ноги. По команде «Группа, стой!» остановиться («раз» — шаг правой ногой, «два» —- приставить левую ногу). Музыкальное сопровождение. Марш в темпе 80—90 ударов метронома в минуту. Методические указания. Команда «Стой!» подается под левую ногу. Упражнение повторяется 2—3 раза. Добиваемся четкости исполнения: группа должна начинать ходьбу с левой ноги с одновременными движениями рук; с остановкой ног перестают двигаться и руки.

Упражнение 2.

Ходьба, бег, ходьба, остановка. Исходное положение — стойка «смирно». Техника исполнения. Повернуть группу направо. Подается команда «В обход по залу шагом марш!», затем команда «Бегом!» После 30—40 секунд бега — снова команда «Шагом!» и затем команда «Стой!» Музыкальное сопровождение. Марш в темпе 80—90 ударов метронома в минуту, затем в темпе 130—140, затем снова в темпе 80—90 и постепенное замедление темпа перед остановкой. Методические указания. Идти обычным шагом по кругу, не обозначая поворотов. Концертмейстер играет так, чтобы переход с марша на бег и с бега на марш не был неожиданностью для учащихся. Для этого переход с одного, темпа на другой должен быть плавным: на последних тактах ходьбы надо ускорить темп, доведя до бега, а на последних тактах бега замедлить темп. Педагог следит за тем, чтобы учащиеся не подпрыгивали во время бега.

Упражнение 3.

Ходьба — обычная, затем на носках и с высоким подъемом колен, подскоки,  бег,  ходьба  и остановка.
Исходное положение — стойка «смирно». Техника исполнения. Повернуть группу направо. По команде «В обход по залу шагом марш!» учащиеся идут по помещению, замыкая круг. Затем следует команда «На носках!» По команде «Колени выше!» учащиеся, продолжая идти на носках, высоко поднимают колени (до уровня пояса); руки свободно двигаются вперед-назад. С ходьбы такого вида легко перейти на выполнение подскоков. Выполняя подскоки, учащиеся должны, шагая одной ногой и резко поднимая в это же время бедро другой, подпрыгнуть на опорной ноге и приземлиться на нее же; затем, выполняя следующий шаг вперед, одновременно поднять бедро свободной ноги вверх, подпрыгивая на опорной ноге, и приземлиться на нее же. Руки помогают движению подскоками более активно и широко, чем при ходьбе с подъемом бедра. Движение рук начинается от плеча и выполняется попеременным подъемом их вперед-вверх выше лица и предельно широким опусканием вниз-назад. Подъем правого бедра вверх совпадает с махом левой руки вперед. Далее по команде «Бегом!» учащиеся переходят на бег по кругу, затем на ходьбу и останавливаются. Музыкальное сопровождение — марш, размер 4/4. Ходьба — 8 тактов, ходьба на носках — 4 такта, с высоким подъемом бедра — 4 такта, подскоки — 8 тактов, бег — 8 тактов, ходьба — 8 тактов. Темп меняется плавно. Методические указания. Педагог может увеличить продолжительность последней ходьбы, постепенно ее замедляя. Надо следить за тем, чтобы дыхание учащихся было достаточно глубоким. Упражнение повышает физиологический и эмоциональный тонус.

Упражнение 4.

Выпад одной ногой вперед. Исходное положение: пятки вместе, носки врозь, руки на поясе. Техника исполнения. На счет «раз» — сделать выпад правой ногой вперед: правая нога согнута в колене, ее стопа прижата к полу; левая нога выпрямлена, и опирается в пол носком; туловище держать вертикально, руки на поясе (рис. 8).

На счет «два» — выдержать паузу; на «три» — приставляя левую ногу к правой, выпрямиться; на «четыре» — выдержать паузу. Продолжать упражнение, делая выпады поочередно левой и правой ногой. Всего сделать 4—8 выпадов. Музыкальное сопровождение. Импровизация в размере 4/4, темп 60—80 ударов метронома в минуту. Методические указания. Это упражнение является подготовительным к следующим, более сложным, поэтому делать его надо только на одном уроке. Основная задача — создать физическую нагрузку и добиться правильной техники выполнения выпада.

Упражнение 5.

Исходное положение — стойка «смирно». Техника исполнения. На «раз» — сделать выпад правой ногой вперед, туловище держать вертикально, руки развести в стороны (рис. 9, а); на «два» — стоя на выпаде, наклонить туловище вперед-вниз,  достать  руками   пола (рис. 9,  б);

на «три» - - выпрямить туловище, руки развести в стороны; на «четыре» — подставить левую ногу к правой, выпрямиться, руки опустить вниз. Выполнить то же, начиная левой ногой. Повторить упражнение 4 раза. Затем повернуться кругом и повторить еще 4 раза. Музыкальное сопровождение то же, что и в предыдущем упражнении. Методические указания. Следить за тем, чтобы движения были непрерывными и плавными. После того как освоена техника упражнения, педагог говорит учащимся о том, как надо дышать: на «раз» (при выпаде) — вдох, на «два» (при наклоне) — выдох, на «три» (руки в стороны) — вдох, на «четыре» — выдох.

Упражнение 6.

Исходное положение — стойка «смирно»; учащиеся повернуты лицом или спиной к центру круга. Техника исполнения. На «раз» — сделать выпад правой ногой вправо, руки развести в стороны (рис. 10);

на «два» — наклониться вперед, руками достать пола; на «три» — выпрямить туловище, руки развести в стороны; на «четыре» — подставить левую ногу к правой, выпрямиться, руки опустить. Повторить 4 раза, чередуя выпады правой и левой ногой. Музыкальное сопровождение то же, что в упражнении 5.

Упражнение 7.

Исходное положение — стойка «смирно». Техника упражнения. На «раз» — сделать выпад правой ногой вперед, наклоняя туловище вперед-вниз, ладонями коснуться пола; на «два» — выпрямить туловище, прогибаясь назад, руки развести в стороны; на «три» — наклониться вперед, ладонями коснуться пола; на «четыре» — подставить левую ногу к правой, выпрямиться, руки опустить вниз. Повторить 4 раза, делая выпад то левой, то правой ногой. Затем повернуться кругом и повторить еще 4 раза. Музыкальное сопровождение то же, что в упражнении 5. Методические указания. Движения при переходе из одного положения в другое выполняются плавно. Следить за тем, чтобы учащиеся глубоко дышали. На «раз» — выдох (ту-ловище наклонено вниз), на «два»— вдох, на «три» — выдох, на «четыре» — вдох.

Упражнение 8.

Шаги в приседе. Идти по кругу (дистанция между учащимися 2—3 метра); ос-тановиться. Исходное положение: согнув колени, присесть на носках, ладони положить на колени, локти развести в стороны. Техника исполнения. Начиная правой ногой, сделать 8 шагов в приседе, затем выпрямиться во весь рост и идти по кругу 8 шагов, отдыхая; остановиться, повернуться кругом, присесть и повторить упражнение еще раз. Музыкальное сопровоокдение. Размер 2/4, темп 60 ударов метронома в минуту. Методические указания. Ноги не следует волочить по полу, каждый шаг должен быть пружинящим (вверх-вниз). При движении в приседе спина прямая.

Упражнение 9.

Исходное положение то же, что в упражнении 8, но лицом к центру круга. Техника исполнения. Передвигаться в приседе вправо приставными шагами, т. е. на «раз» сделать шаг правой ногой вправо, на «два» — приставить левую ногу к правой и т. д. Всего сделать 8 приставных шагов, затем выпрямиться и идти по кругу 8 шагов, отдыхая. Остано-виться, повернуться лицом к центру, присесть и выполнить то же упражнение влево. Музыкальное сопровождение то же, что в упражнении 8.

Упражнение 10.

Подскоки. Исходное положение то же, что в упражнении 8. Техника исполнения. Выполнить 8 подскоков вперед на обеих ногах, затем выпрямиться и идти 8 шагов по кругу, отдыхая. Повторить то же, двигаясь в другую сторону. Музыкальное сопровождение. Во время подскоков музыка более отрывистая,, чем при ходьбе (стаккато).

Упражнение 11;

Исходное положение то же, что в упражнении 8. Техника исполнения. Сделать два шага, затем 2 подскока; повторить все 4 раза. Затем выпрямиться и, отдыхая, идти по кругу. Остановиться, повернуться кругом и повторить все упражнение еще раз. Музыкальное сопровождение. Импровизация в размере 2/4.

Упражнение 12.

«Ворона». Исходное положение то же, что в упражнении 8. Техника исполнения. Выполнить два шага вперед в приседе и 2 подскока на обеих ногах вперед — чуть вправо; затем 2 шага вперед и 2 подскока вперед  —  чуть влево. Выпрямиться и сделать 8 шагов по кругу, отдыхая. Повторить то же еще раз. Музыкальное сопровождение. Размер 2/4. При исполнении шагов в приседе музыка более плавная, при подскоках — более резкая, отрывистая.

Упражнение 13.

Ходьба и бег. Идти по кругу; остановиться. Исходное положение — стойка «смирно». Техника исполнения: а) идти вперед 4 шага, затем пробежать вперед 8 шагов легким бегом, на носках; повторить еще раз; б) идти-4 шага назад, затем 8 шагов пробежать вперед; в) идти, вперед, а бежать назад. Музыкальное сопровождение. Размер 4/4; темп средний. Методические указания. Следить за тем, чтобы при изменении направления туловище соответственно наклонялось вперед или назад. Это должно происходить на последней доле каждого такта. Так, при ходьбе назад четвертями на последней, четвертой доле следует наклонить туловище немного вперед (угол наклона зависит от темпа) и из этого положения побежать ©перед восьмыми. На последних долях восьмых надо, откинуть туловище слегка назад, для того чтобы вовремя изменить направление, т. е. с первой четвертью пойти назад.

Упражнение 14.

«Декорация». Идти по кругу; остановиться; рассчитаться на первый-второй. Исходное положение: первые номера остаются на месте, вторые становятся за их спиной.

а) Идти парами по кругу 7 шагов; на 8-м шаге первые останавливаются, а вторые обегают вокруг первых полтора круга и становятся впереди. Затем все, начиная с правой ноги, снова идут по кругу, и стоящий сзади обегает вокруг впереди стоящего полтора круга. Упражнение надо повторить 4—8 раз.
Музыкальное сопровождение. Размер 4/4. На первые два такта все идут вперед, на третьем и четвертом тактах сзади стоящий обегает вокруг переднего. Методические указания. Педагог рассказывает, что актеру часто приходится иметь дело с бутафорскими колоннами, кустами, деревьями, до которых нельзя дотрагиваться, так как от прикосновения они колеблются и теряется создаваемый ими сценический эффект. Правильная техника обегания состоит в том, чтобы передвигаться, согнув ноги в коленях и наклонив туловище вперед; ни в коем случае не» задевать обегаемого.

б) Выполняя упражнение, вторые номера обегают вокруг первых два с половиной круга за то же время и встают впереди.

в) Выполнить то же упражнение, но с затруднениями: идти по кругу 7 шагов; на счете «восемь» первые номера прыжком ставят ноги врозь, а вторые пролезают между ногами стоящих, не задевая их, и затем выпрямляются, оказываясь первыми. Повторить 2 раза.

г) Идти по кругу 7 шагов; на счете «восемь» первые номера ставят ноги врозь, а вторые пролезают между ногами стоящих, обегают вокруг левой ноги, пролезают еще раз, и, выпрямляясь, становятся первыми.

д) Вторые пролезают между ногами стоящих, обегают вокруг левой ноги, пролезают второй раз, обегают вокруг правой ноги стоящего, пролезают третий раз и, выпрямляясь, становятся первыми.

II. Упражнения на внимание и координацию.

Исходное положение во всех упражнениях этого цикла — стойка «смирно».

Упражнение 15.

а) Сделать 3 шага вперед и 1 шаг назад. Начать с правой ноги. Музыкальное сопровождение. Размер 4/4, темп — 40 ударов метронома в минуту. Каждый шаг — четверть музыкального такта. Методические указания. Сначала сделать упражнение один раз. Затем педагог, убедившись в правильности его выполнения, предлагает повторить несколько раз подряд. Следит за тем, чтобы учащиеся передвигались плавно, не делая остановки после каждого шага. Вся группа начинает движение после четко произнесенной команды. После того как учащиеся освоят упражнение, надо несколько убыстрить темп музыки, что заставит их двигаться быстрее. Это делает упражнение более сложным.
Приведенные методические указания распространяются на все упражнения цикла.

б) Учащиеся выстраиваются цепочкой, и каждый кладет руки на плечи стоящего впереди; выполняют задание упражнения «а». Методическое указание. Следить за тем, чтобы по
строение «цепочкой» не разрывалось.

в) Руки, лежащие на плечах впереди стоящего, согнуть в локтях, подойдя почти вплотную друг к другу; выполнять то же задание; по команде педагога опустить руки, продолжая движение и сохраняя дистанцию.

Упражнение 16.

а) Повторить 4 раза упражнение «три шага вперед, один шаг назад»,

б) Стоя на месте, выполнить задание для рук: на счет «раз» правую руку поднять вперед, на «два» — левую в сторону, на «три» — поставить обе перед грудью, на «четыре» — опустить. Повторить 4 раза.

в) Соединить ходьбу с движениями рук. Повторить 4 раза.

Методические указания. Педагог может воспользоваться этим упражнением и на другом уроке, предложив иную последовательность в движении рук.

Упражнение 17.

а) Выполнить 2 шага вперед и один шаг назад. Первый раз начать упражнение с правой ноги, но так как количество шагов нечетное, то второй раз начать с левой, затем опять с правой и т. д. Музыкальное сопровождение. Размер 3/4, темп 40—60 ударов метронома в минуту. Каждый шаг —  четверть, 

б) Положить руки на плечи стоящего впереди. Выполнить то же задание,

в) Согнув в локтях лежащие на плечах руки, подойти к впереди стоящему. Выполнить то же задание. По команде педагога опустить руки, продолжая движение и сохраняя дистанцию.

Упражнение 18.

а) Сделать два шага вперед и один шаг назад. Повторить 4 раза.
 
б) Стоя на месте, выполнить задание для рук: на счет «раз» поднять правую руку вперед, на «два» — левую руку в сторону, на «три» — обе опустить с хлопком. Повторить 4 раза.
 
в) Соединить ходьбу с движениями рук. Повторить 4—6 раз.

Упражнение 19.

а) Сделать три шага вперед (три четверти), выдержать паузу (четвертая четверть). Начать упражнение с правой ноги, но так как количество шагов нечетное (пауза не в счет), то при повторении придется начать движение с левой ноги, затем снова с правой и т. д. Повторить 4—6 раз. Музыкальное сопровождение в размере 4/4, темп 40—60 ударов метронома в минуту. Каждый шаг — четверть.

б) Сделать два шага назад, затем выдержать паузу (на третьей и четвертой четвертях). Каждый раз движение назад начинать с левой ноги. Повторить 4—6 раз.

в) Соединить упражнения «а» и «б»: три шага вперед (три четверти), пауза (4-я четверть), два шага назад (5-я и 6-я четверти), пауза (7-я и 8-я четверти). Повторить упражнение 4 раза. Методическое указание: В случае неверного исполнения надо предложить учащимся считать вслух: «раз, два, три, четыре» и т. д., до восьми.

Упражнение 20.

Техника упражнения. Повторить задание «в» предыдущего упражнения. Затем, вместо паузы в конце упражнения, надо: на 7-й четверти поставить ноги крестом, а на 8-й — повернуться на носках на 180°. Разритмовка этого упражнения следующая: три шага вперед (три четверти), пауза (4-я четверть), два шага назад (5-я и 6-я четверти), выполнить «крест» (7-я), поворот на 180° (8-я четверть). Методические указания. Скрестить ноги (или выполнить «крест») означает, что впереди стоящую ногу (например, левую) надо поставить, перекинув ее через правую так, чтобы носки ног оказались на одной линии. Упражнение повторить 4—6 раз.

Упражнение 21.

а) Выполнить задание: три шага вперед (три четверти), пауза (4-я четверть), два шага назад (5-я и 6-я четверти), «крест» (7-я), поворот на 180° (8-я четверть). Музыкальное сопровождение. Размер 4/4, темп — 40 ударов метронома в минуту.

б) Стоя на месте, выполнить задание для рук (любой из предложенных вариантов):

1) На счет «раз» правую руку вытянуть вперед, на «два» — левую в сторону, на «три» — обе поставить на пояс, на «четыре» — обе опустить. Повторить 2 раза. Весь цикл еще раз повторить и запомнить.
2) На «раз» — левую руку вперед, на «два» — правую в сторону, на «три» — обе поднять вверх, на «четыре» — обе опустить (т. е. весь цикл движений состоит из восьми четвертей). Цикл повторить еще 2 раза и запомнить.
3) На «раз» — правую руку вперед, на «два» — левую в сторону, на «три» — правую согнуть перед грудью, на «четыре» — левую согнуть перед грудью, на «пять» — левую вытянуть вперед, на «шесть» — правую открыть в сторону, на «семь» — обе руки поставить на пояс, на «восемь» — обе опустить. Весь цикл повторить 2—4 раза и запомнить.
4) На «раз» — левую руку вперед, на «два» — правую поднять в сторону, на «три» — левую согнуть перед грудью,. на «четыре» — правую поднять вверх, на «пять» — правую опустить вперед до уровня груди, на «шесть» — левую открыть в сторону, на «семь» — обе поставить на пояс, на «восемь» — руки опустить.
Методическое указание. Задание «б» представляет собой четыре комплекса движений руками с возрастающей сложностью.

в) Соединить ходьбу, т. е. задание «а», с любым вариантом движений рук. Повторить 4—8 раз. В случае неверного исполнения предложить учащимся считать вслух: «раз, два, три, четыре» и т. д., до восьми. Сначала счет ведется только под движения рук, а затем под движения рук и одновременную ходьбу. Музыкальное сопровождение. Размер 4/4, темп — 40 ударов метронома в минуту. Методические указания. Можно использовать это упражнение на последнем, контрольном, уроке. На этом уроке учащиеся вспоминают знакомый им цикл движений ног, а затем педагог предлагает им новую, незнакомую для них цепочку движений рук. В таком виде это упражнение явится контрольным и внезапным испытанием на внимание,, координацию, самообладание и быстроту реакции.

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования