Общение

Сейчас 678 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

Пластичностью в бытовом понимании называется согласованность, гармоничность движений человека. Под пластичностью актера подразумевается также подвижность процессов его психики, т. е. способность мгновенно воспринимать и отражать в физических действиях сценическую  ситуацию,  выражать внутреннее самочувствие в каждый момент исполнения роли. Оценка сценической действительности и соответствующие ей сценические действия создают возможность правдивой передачи реальной жизни и выразительного поведения в роли, т. е. умения донести до зрителей содержание, смысл физического действия. Станиславский указывал, что на сцене не должно быть пластичности просто как красивости, — необходимо последовательное и целесообразное по смыслу, экономичное и точное физическое действие.

Пластичность зависит не только от природных данных, от таланта, но и от подготовленности организма. На начальных репетициях актеру приходится действовать сознательно. С помощью осознанных причин и «манков» он строит последовательную цепочку действия, постепенно создает верный темпо-ритм физического поведения в роли. На последующих репетициях это поведение превращается в полумеханическое, каждый раз заново приспосабливаемое в своем темпо-ритме к тончайшим изменениям в жизни героя. Наиболее убедительными оказываются на этой стадии непроизвольные изменения, подсказанные интуи-цией. Исполнитель не должен искусственно придумывать эти изменения, они не должны быть самоцелью его сценического поведения. Иначе эти изменения превратятся в трюки, окажутся вставными и ненужными для сценического действия номерами. Непроизвольно рождающиеся изменения, «приспособления» почти всегда соответствуют обстоятельствам пьесы, образу мыс-лей и чувствам героя, они возникают как выражение его эмоций. Эти переживания зритель воспринимает как часть жизни сценического героя и отвечает на них верной эмоциональной реакцией.

Проблема пластичности в дальнейшем будет рассматриваться нами в зависимости от качества двигательных навыков и умений.

Произвольные действия, выполняемые нами в жизни, называются навыками. Навык представляет собой умение произвести то или иное действие без особого контроля сознания. Осваиваемые людьми действия при повторении постепенно превращаются в полуавтоматические, которые в дальнейшем легко выполняются. Человек в процессе роста и развития приобретает различные двигательные навыки в бытовой, трудовой, общественной деятельности. Если актер не овладел навыками, необходимыми для пластической характеристики сценического героя, он не может создать нужный образ. Поэтому будущему деятелю как профессиональной, так и самодеятельной сцены необходим огромный двигательный опыт: он помогает созданию разнообразных пластических характеристик.

В сценических навыках сочетаются локомоторные, рабочие, семантические и иллюстративные движения. Эмоциональные движения и жесты, возникающие непроизвольно, сами по себе не являются двигательными навыками, но они сосуществуют параллельно с навыками. Чувства исполнителя придают простым и сложным навыкам своеобразную эмоциональную окраску, находящую выражение и в темпо-ритмах физического поведения.

Жизненные обстоятельства требуют от человека выполнения тех или иных действий. Изменения обстоятельств жизни вызывают в сознании соответствующие реакции. Потребность продуктивно действовать всегда связана с деятельностью сознания. Это означает, что появление новых двигательных навыков также связано с деятельностью сознания. Окончательно же навыки формируются в процессе упражнений и повторений. Важно, чтобы актер научился создавать новые цепи сочетаний двигательных навыков, овладел умением как бы нанизывать физические действия на непрерывную цепочку и затрачивал на эта возможно меньше репетиционного времени.

Для удобства анализа мы разделим навыки на простые и сложные. Полуавтоматическое исполнение движений, осуществляющих дробное действие, — это простой навык. Логическая цепь дробных действий, составляющих физическое действие, — это сложный навык.

Простые навыки — это такие бытовые действия, как вставать и стоять, садиться и сидеть, ложиться и лежать, ходить, бегать, брать, отдавать и т. п. Эти навыки проявляются полу-автоматически, как привычки, но только пока не возникает препятствие. Стараясь преодолеть возникшее препятствие, человек сосредоточивает на этом внимание и совершает верные действия, изменяя привычный навык, т. е. приспосабливает этот навык к новым обстоятельствам жизни. Когда мешающее препятствие исчезает, навык вновь становится полуавтоматическим.

Жизненный процесс проявления и изменения двигательного навыка присущ и актеру на сцене. Если воображение верно направляет физическое поведение в роли, то исполнитель не-медленно приспосабливается к изменениям в ситуации.

Любое, самое простое физическое действие служит разрешению конкретной сценической задачи. Актер должен осмыслить ситуацию и только затем начать в ней действовать. Это и приводит к необходимости даже самые простые движения на начальных репетициях выполнять сознательно. Например, по ходу действия возникла простая задача: «надо сесть». Возникает вопрос: а как сесть? В результате осмысления ряда условий (кто, где, почему, для чего садится) возникает соответствующий подбор движений. Этот подбор может быть очень разнообразным, в зависимости от исторической эпохи, социального положения героя, его национальности, уровня материальной культуры общества, конструкции мебели и прочих обстоятельств.

Выполнение найденной схемы может быть осуществлено движениями медленными или быстрыми, легкими или тяжелыми, спокойными или возбужденными. Характер движений должен соответствовать всей сложности внутренней и внешней характеристики образа, а также темпо-ритму идущей сцены.

Даже в простых навыках раскрываются существенные черты характера героя. Ведь внешняя жизнь персонажа является сочетанием полуавтоматических навыков с осознанными движениями и действиями. На последовательных репетициях воспроизведение этих сочетаний происходит с каждым разом все логичнее, органичнее и выразительнее.
Сочетание дробных действий, выполняемых полуавтоматически, мы называем сложным двигательным навыком. В зависимости от обстоятельств в сложном двигательном акте (физическом действии), может меняться подбор его компонентов, т. е. дробных действий. Такая приспособляемость сложных навыков создает возможность правильно действовать в неожиданных ситуациях. Сценическая жизнь требует от актера владения многообразными двигательными формами. Заранее предугадать их невозможно, но можно совершенствовать подвижность нервной системы, управляющей движениями. Природная пластичность нервной системы исключительно велика, но для сценической деятельности она требует еще и специального совершенствования.

Сценические ситуации в одной и той же пьесе повторяются из спектакля в спектакль. Актер, проходя один и тот же кусок сценической жизни, непроизвольно для себя закрепляет схему физического поведения. Но при этом крайне важно, чтобы закрепление логической схемы дробных действий не приводило к закреплению конкретных движений, — необходимо, чтобы они каждый раз подбирались, возникали заново. Важно также, чтобы новый подбор движений, выполняющих действие, соответствовал темпо-ритму репетиции или спектакля, причем это соответствие устанавливалось бы подсознательно, за счет интуиции актера.

Кроме двигательных навыков, актер обладает двигательными привычками. Привычка — это потребность произвести действие так или иначе.
Привычки проявляются непроизвольно, помимо желания человека. Дурные привычки отрицательно влияют на пластику как в жизни, так и на сцене, — от них нужно сознательно избавляться, привыкая к эстетически приемлемым движениям.

Итак, пластическая культура актера складывается из следующих компонентов:

а) владения разнообразными двигательными навыками;
б) умения создавать новые двигательные навыки;
в) высокой подвижности нервной системы для быстрого приспособления  навыков к меняющимся темпо-ритмам  спектакля;
г) владения приемлемыми с эстетической точки зрения двигательными привычками.

Как показывают наблюдения, неожиданно появляющиеся, казалось бы, новые сочетания движений на самом деле не бывают абсолютно новыми. Они являются приблизительным воспроизведением того, что уже когда-то было исполнено в аналогичной жизненной ситуации. По существу, это только относительно новые комбинации когда-то усвоенных движений. Это обстоятельство указывает на необходимость обучать умению комбинировать различные навыки в цепи логических действий. Во время такого обучения следует руководствоваться главнейшим правилом: изучать только то, что может пригодиться в сценической деятельности.

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования