Общение

Сейчас 509 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

Деятельность, действие, дробное действие, движение

Деятельность — это регулярное повторение в повседневной жизни комплекса действий, направленных на достижение одной и той же цели. Деятельность — процесс сознательный и всегда длительный по времени. Отдельные действия и тем более отдельные движения не могут называться деятельностью, — они являются ее составными частями.

Важнейший вид деятельности — труд. Сценический герой, роль которого исполняет артист, является представителем какой-либо профессии, и это накладывает на его физическое поведение определенный отпечаток. Поэтому, несмотря на то что трудовые процессы на сцене воспроизводятся редко, актер в работе над образом должен учитывать род деятельности своего персонажа.

Действие — это сознательный, волевой акт. Выполнению любого действия предшествует процесс осмысления обстановки, в которую попал человек. Действие, к которому приводит этот процесс, является, таким образом, проявлением сознания и воли.

Предпосылкой к любому волевому действию оказывается цель, которой надо достичь. Появление цели всегда определяется какой-то причиной — побудителем к действию. Но одни и те же причины у разных людей вызывают разную реакцию, и потому в одних и тех же обстоятельствах люди действуют, по-разному. Объясняется это различиями в мировоззрении, со-циальном положении, возрасте, темпераменте, состоянии здоровья и многим другим. Определяя поведение героя, актер и режиссер должны учитывать эти обстоятельства, а в поисках правильных физических действий в конкретной сценической ситуации предварительно выяснять мотивы, которые заставляют героя действовать так, а не по-другому.

Верные физические действия в роли не только раскрывают логику поведения героя, но и вызывают или закрепляют у исполнителя живые эмоции, без которых он не сможет воздей-ствовать на зрителей. Продумывание обстоятельств пьесы и мотивов действий героя помогает определить пластическое поведение персонажа во всем спектакле.

Исполнитель должен уметь ответить на вопросы: кто действует, где действует, почему и для чего он так действует и, наконец, каким подбором движений он осуществляет нужные действия.

Физические (телесные) действия — это комплексы движений, достаточно длительные по времени. В таких комплексах для решения конкретной сценической задачи приходится вы-полнять большое количество частных задач. Так, например, знакомое всем простое бытовое действие — «закурить» — это сложный комплекс, состоящий из частных действий: взять пачку сигарет, открыть пачку, достать из нее сигарету и т. д. Эти частные действия (мелкие части большого) называются «дробными действиями» (термин Станиславского). Отличительная черта дробного действия в том, что его нельзя поделить на еще меньшие действия.

Дробное действие всегда несет в себе определенное содержание. Осуществляется дробное действие правильным подбором соответствующих движений. Так, например, дробное действие «взять сигарету» осуществляется весьма большим  количеством движений. Но если человеку предложить несколько раз подряд взять сигарету и попросить выполнить это дробное действие абсолютно одинаковыми движениями, он этого, как правило, сделать не сможет: каждый раз у него получится хоть немного, но по-иному. То же самое должно происходить и на сцене. Человеку присущ разнообразный подбор движений для осуществления одного и того же дробного действия. В изменчивости и приспособляемости дробного действия к каждому дан-ному моменту, как подлинной, так и сценической жизни кроется органика физического действия человека и актера. Абсолютно точное закрепление нужных движений приводит к их механи-ческому выполнению.

Итак, телесные действия осуществляются многочисленными движениями. «Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности, — указывает И. М. Сеченов, — сводится окончательно к одному лишь явлению — мышечному движению. Смеется ли ребенок при виде игрушки... создает ли Ньютон мировые законы и пишет ли их на бумаге — везде окончательным   фактом   является   мышечное  движение».

Движения и действия отражают состояние психики человека, являются результатом деятельности его сознания. Форма движений зависит от различных обстоятельств: от свойств ор-ганизма, от темперамента, характера, от конкретных ощущений, степени активности человека и пр. Все это порождает своеобразные сочетания движений, когда у человека возникает желание действовать. Таким образом, движения, из которых складывается действие (в том числе и сценическое), следует рассматривать как одно из проявлений внутренней, психической жизни.

Для удобства анализа все движения, в зависимости от их назначения, можно поделить на пять групп: локомоторные, рабочие, семантические, иллюстративные и пантомимические, или эмоциональные. Это деление условно, поскольку одни и те же движения могут быть отнесены к двум или даже к трем группам, а могут и переходить из одной группы в другую в зависимости от их функции в поведении человека. Это зависит от того, непроизвольно или произвольно они возникли, сознательно, полуавтоматически или механически выполняются и т. д.

а) Локомоторные движения. Эти движения в первую очередь осуществляют простые бытовые действия. Выполняются они автоматически, но под контролем сознания. К ним отно-сятся движения, осуществляющие обычные перемещения, —< ходьба, бег, прыжки; движения, создающие основные положения тела, — сидение, стояние, бросание и т. п. Естественно, что эти движения применяются на сцене и находят выражение в осанке  актера, его походке, позах сидя,   а также в бытовых действиях,  присущих  герою  как человеку  определенной  инди-видуальности.

Локомоторные движения входят как составная часть практически в любое действие. Актер может отобрать их сознательно и в процессе репетиций превратить в необходимые для осуществления данного действия. Однако и такие необходимые повторяющиеся движения подвергаются некоторым изменениям в деталях. Если актер органично живет в роли, он будет всегда выполнять движения по верной логической схеме, но чуть по-разному в деталях (см. ниже, о темпо-ритме). При этом условии движения и становятся органичными, т. е. жизненно правдивыми, естественными для данного персонажа.

б) Рабочие движения. Это движения, из которых складываются действия людей в бытовой, трудовой и общественной сфере. Они составляют основную группу сценических движений.

Как локомоторные, так и рабочие движения приходится делить на «главные» и «вспомогательные», или «фоновые». Актер осуществляет жизнь на сцене выполнением главных движений. Вспомогательные же движения служат для того, чтобы было удобно выполнять главные. Например, главные движения в работе токаря — это действия его рук, а движения ног и туловища только помогают работе рук.

Нормальные действия человека не могут быть осуществлены без вспомогательных движений — они органично переплетаются с главными. В таком простом движении, как ходьба, главное движение осуществляют ноги, а туловище и руки двигаются, помогая ногам. Таким образом, вся мускулатура тела во время ходьбы занята выполнением этого движения. Можно идти, и выполняя только главное движение. Но для наблюдателя такой человек будет выглядеть крайне неуклюжим или больным. В драматическом искусстве происходит то же самое. Важно, чтобы зритель видел и понимал содержание главных движений, но эти движения должны выглядеть естественно, т. е. сопровождаться вспомогательными.

В нормальном физическом поведении человека не может не быть вспомогательных движений. В жизни люди не замечают их, но обойтись без них не могут. В связанности главных и вспомогательных движений проявляется координация, свойственная человеческому организму.

Все движения человека, берущего чашку чая, направлены на выполнение именно этого действия, однако можно взять чашку чая так, чтобы сознательно не выполнять вспомогательных движений. В жизни у здорового человека вспомогательные движения никогда не исчезают, но они иногда исчезают у действующего па сцене актера — от сознания, что за его поведением наблюдают зрители. Мускулатура актера непроизвольно «закрепощается», и поэтому исчезают вспомогательные движения. В результате его действия оказываются лишенными жизненной правдивости, естественности.

Когда в театральном быту говорят, что актер «не может пройти по сцене», этим хотят сказать, что он не может пройти по сцене нормально, естественно. Это опять-таки вызвано тем, что у актера пропадают или почти пропадают нужные для естественной ходьбы вспомогательные движения. Зритель видит вместо живого человека подобие механической куклы. Причина подобного явления в психологическом зажиме, возникающем обычно в результате отсутствия увлеченности при выполнении сценической задачи. Актер пытается в таком случае сознательно восстановить вспомогательные движения, а это практически невозможно, ибо в жизни они всегда возникают непроизвольно. В результате актер делает движенческие нелепости, становится еще более неловким и, чувствуя это, совершенно теряется.

Значимость вспомогательных движений хорошо понимал В. Э. Мейерхольд. Он создал систему упражнений, выполнение которых возможно только при участии всего тела. Система эта, названная им «биомеханикой», представляет в своей главной части условные этюды, которые содержат движенческие сложности и могут быть выполнены только при условии, что в любом, даже самом незначительном действии будут осуществляться естественно возникающие вспомогательные движения. Принцип биомеханики можно определить именно как необходимость выполнять самое незначительное физическое действие движениями всего тела. В этом принципе заложена подлинно научная основа, поскольку нормальный организм живет и действует как органичное целое. Принцип этот положен и в основу методики нашего предмета.

Вспомогательные движения особенно важны в действиях, требующих применения специальной, иногда опасной для исполнителя техники. Верные вспомогательные движения дают возможность успешно выполнить сценический трюк (однако в этом случае зрители не должны их видеть).

в) Семантические движения. Движения этого типа идентичны таким восклицаниям, высказываниям, как «Да» (утвердительно кивнуть), «Подойдите» (поманить рукой), «Тише!» (приложить палец к губам), «Остановитесь!», «Уйдите!», «Присядьте». Этих движений немного, но в жизни люди пользуются ими очень часто. Актеры также пользуются ими на сцене. Но замена речи семантическими движениями на сцене оправданна только тогда, когда обстоятельства мешают произнесению слов. Такие движения в спектакле обычно не заменяют собой реплики, а сопутствуют им.

Семантические движения могут возникнуть у актера и как результат большого эмоционального возбуждения. В этом случае  они  приобретают яркую  эмоциональную   окраску.  Например,  фраза  «Подойди  ко  мне!» может быть усилена  соответствующим жестом и движением всего тела.
Семантическое движение может выражать подтекст реплики. Например, бывает, что гоцррят «Уйдите!», но в интонации звучит «Не уходите!», и эта интонация усиливается соответствующим жестом. Актер может пользоваться движениями семантического типа для своеобразной пластической характеристики героя, подчеркивая его социальную принадлежность, национальность, возраст.

г)    Иллюстративные движения. Движения этого типа могут передавать различные качества предмета: его размер, вес, объем, качество поверхности, а также направление, где он находится. Например: «У нас выход там!» — и рука показывает направление.

Однако выполнение иллюстративных движений в момент произнесения текста отвлекает зрителей от содержания речи. Это объясняется тем, что зрительное восприятие требует меньшего напряжения, чем слуховое. Актер заинтересован в том, чтобы текст пьесы был правильно понят. Поэтому обращение к иллюстративному жесту должно быть весьма умеренным, особенно когда произносятся наиболее значимые реплики.

Семантические и иллюстративные движения призваны главным образом усиливать впечатление от сказанного, но они не должны отвлекать на себя внимание зрителей. Об этом никогда нельзя забывать.

д)    Пантомимические, или эмоциональные, движения. Пантомимические движения возникают и в жизни и на сцене всегда непроизвольно. Они выражают эмоциональное содержание действия в каждый момент сценической жизни. Если эти движения возникли как результат подлинного переживания артистом событий пьесы, они всегда жизненно правдивы и легко вызывают соответствующие эмоции у зрителей.

Пантомимические движения по-разному проявляются при каждом новом повторении роли. Они сами по себе не выражают логики поведения в роли, но придают этому поведению яркий характер, эмоциональную насыщенность.

Наблюдая жизнь людей и поведение актеров на сцене, легко обнаружить, что локомоторные, рабочие, семантические и иллюстративные движения также имеют эмоциональную окраску, вызванную чувствами, которые испытывает в данный момент человек. В эмоциональной окраске всех движений, возникающих в сценическом действии, кроется одна из причин заразительности   актерской  игры, ее сильного воздействия на зрителей.

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования