Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!
Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.
Реквизит: цифры, нарисованные на отдельных листах картона, или яркие силуэты цифр; стол, стул, платочек, переносная школьная маленькая доска, мел, поднос, чайник, 2 чашки, тарелка с плюшками (желательно, чтобы они были маленькие), картонный замок с легко вращающейся душкой, цветы - 7 штук, венки - 7 штук, могут быть грибы - 7 штук; два кольца картонных или два гимнастических обруча, вязальная спица, орден на ленточке.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
Принц
Маленькая Няня
Лебедь-двойка
Слуга.
Ход мероприятия
Часть I
Появляется Принц.
Принц:
Я расту, учусь считать,
Скоро буду цифры знать.
Говорят: кто цифры знает,
Тот в турнирах побеждает.
Первым быть всегда хочу –
Значит цифры изучу!
С Няней цифры мы учили...
Десять цифр основных.
Остальные получили,
Просто складывая их.
Я сначала удивлялся:
Как такое может стать?!
Лишь потом я догадался –
Чтоб легко запоминать!
Вот об этом мой рассказ.
Я сложил его для вас.
Появляется Маленькая Няня, в руках у нее - цифры.
Маленькая Няня (показывает принцу цифру «1»):
Вот один. Он очень смелый,
Он и ловкий и умелый.
У него отважный вид -
Стать вперед он норовит.
Принц:
Мне не нравится один,
Не хочу дружить я с ним!
Маленькая Няня:
Но когда бывает скучно,
Друга он к себе зовет.
Тот же, очень добродушно,
Руку в благодарность жмет. (Жмем руку Принцу.)
А когда соединились
Эти лучшие друзья (становится рядом с Принцем),
Тут же в двойку превратились –
Значит, встретились не зря!
Единица - ты и я (становится напротив Принца и показывает на Принца и на себя) —
Это значит мы - друзья.
Принц:
Единицами мы были,
Няня милая и я.
Руки жали, говорили
Как хорошие друзья,
А как вместе стали только (становится рядом с Маленькой Няней) —
Превратились сразу в двойку.
Маленькая Няня (показывает принцу цифру «2»):
Посмотрите: двойка это,
Но она с большим секретом.
Принц:
Двойка очень странновата -
Смотрит, будто виновата.
Выходит Лебедь-двойка, покачивает шеей.
Лебедь-двойка:
Так покажется сначала.
Принц (удивленно):
Шеей Двойка закачала.
Лебедь-двойка:
Я, как лебедь, хороша,
И плыву я не спеша.
Изогну я сильно шею -
Только я вот так умею! –
Крылья на спине сложу,
В тихом танце закружу.
Лебедь кружится в танце. К ней присоединяются Принц и Маленькая Няня, танцуют-кружатся по отдельности. Лебедь уходит.
Принц:
Мы, как лебедь, танцевали.
Маленькая Няня:
Двойку так запоминали. (Показывает притру цифру «3».)
А вот это - посмотри!-
Два крючочка - цифра «три».
Принц:
Я скажу, промежду прочим:
«Да, красиво, но не очень.
Двойка лучше для меня,
И ее запомню я.
Три не очень хороша –
К ней не тянется душа.
Маленькая Няня (подходит в доске, рисует мелом цифру «3», под ней рисует волны):
Под крючками на просторе
Пусть шумит волнами море. (Указывая на тройку.)
Это чаечка летит -
Над волной она парит.
Развернулась так она,
Чтоб вся ширь была видна.
Принц:
Чаечка была прекрасна -
Я ругал ее напрасно.
Если - чайка, пусть летает!
Тройку-чайку пусть все знают!
Маленькая Няня садится на стул. Принц подсаживается к Маленькой Няне.
Принц:
Только к Няне я подсел,
Слова молвить не успел.
Маленькая Няня:
Будем цифры мы учить. (Показывает Принцу цифру «4».)
Вот четверка.
Принц (в зал, возмущенно):
Говорит.
Ну зачем так много знать!
Я хочу с тобой играть!
Маленькая Няня:
Хорошо, давай играть
И четверку изучать. (Переворачивает стул, ставит перевернутым сиденьем на сиденье другого стула; проползает под ним.)
Будем мы с тобой считать
И друг друга догонять!
Раз, и два, и три, четыре!
Мы быстрей всех быстрых в мире!
Принц (проползает под стулом): Раз, и два, и три, четыре!
Мы быстрей всех быстрых в мире!
(Глядя на перевернутый стул.)
Я сейчас только смекнул,
Что четверка - это стул!
Но стоит он вверх ногами (показывает на стул) —
Убедитесь в этом сами.
Маленькая Няня (в зал):
Нет желанья убеждаться -
Можно неучем остаться!
Принц (потягиваясь):
Я хочу, наверно, спать.
Маленькая Няня (показывает цифру «5»):
Вот смотрите - цифра «пять».
Принц (трет глаза руками):
Начал сон глаза смыкать,
А над ухом:
Маленькая Няня:
Цифра «пять».
Принц (отворачивается; рассерженно):
Я устал! Спокойной ночи!
Спать хочу я очень-очень!
Маленькая Няня:
Милый принц, довольно лгать.
Ты не любишь цифру «пять»!
Принц (возмущенно):
Да люблю ее! Люблю! (Шепотом.)
И за хвост я сон ловлю,
Чтоб уснуть, совсем забыться -
Чтобы только не учиться!
Звучит музыка, Маленькая Няня пускается в пляс; одной рукой взялась за край юбки; в другой руке - платок, которым она машет.
Принц:
Только Няню не узнать:
Начала она скакать
И, как дятел, повторять.
Маленькая Няня:
Поскакушка-веселушка,
Танцовщица цифра «пять»
Любит очень танцевать
И рукой с платком махать.
Принц (глядя на танцующую Маленькую Няню):
Нянечка с платочком пляшет,
Юбочкой своею машет.
Но не стал я долго ждать (выходит к Няне и танцует с ней),
Вышел с нею танцевать,
Я плясал, как никогда,
Пять запомнил навсегда.
Слуга выносит поднос, на котором стоят чайник, чашки, тарелка с плюшками.
Слуга: Начинайте, дети, есть.
Маленькая Няня (считает на тарелке плюшки):
Раз, два, три, четыре... Шесть! (Показывает цифру «6».)
Плюшек на тарелке - шесть!
Нужно их скорее съесть!
Вот съедим их, а потом... (Загадочно улыбается.)
Разберемся мы с замком. (Делает знак слуге.)
Слуга дает ей замок.
(Обращается к Принцу.):
Посмотри: замок хорош -
На «шестерку» он похож!
Подними его крючок.
Принц (поднимает дужку замка; удивленно):
Вот так чудище-замок!
Маленькая Няня:
Он такой, как цифра «шесть», -
В ней такой крючочек есть!
Называется он дужка.
Принц:
А внизу - ну словно плюшка,
Кругляшочек для ключа, -
Слуга:
Это скважина замка.
Принц:
Начинаю понимать:
Цифры могут помогать!
Все их надо изучить...
Маленькая Няня:
Чтобы легче было жить!
А теперь пойдем гулять
И «семерку» изучать.
Слуга уносит поднос. Принц и Маленькая Няня взялись за руки, прохаживаются по сцене, будто гуляют.
Маленькая Няня:
Чтоб еще умнее быть,
Надо семь нам изучить. (Сначала показывает цифру «семь», потом вытягивает руку вперед.)
Семь лягушек на болоте.
Принц (считает, вытянув руку на уровне груди):
Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь.
Маленькая Няня:
Семь скворцов еще в полете.
Принц (считает, подняв руку вверх):
Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь.
Маленькая Няня:
Семь у речки рыбаков.
Принц:
Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь.
Маленькая Няня собирает цветы, отдает их Принцу, он пересчитывает их.
Маленькая Няня:
Семь сорвали мы цветков.
Принц (считает):
Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь.
Маленькая Няня:
Семь деревьев на поляне.
Принц (считает): Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь.
Садятся, плетут венки.
Маленькая Няня:
Семь венков сплели мы сами.
Принц (считает):
Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь.
Маленькая Няня:
Посмотрите: семь грибов.
Принц:
Был успех у нас таков!
Семь в лесу мы изучали,
Не «ау», а «семь» кричали.
Урожай большой собрался,
И никто не потерялся!
Разбегаются в разные стороны, кричат «ау»; сбегаются.
Маленькая Няня:
Чтоб в лесу не заблудиться,
Нужно только потрудиться –
Не забыть про цифру «семь».
Принц:
Знать полезно это всем!
Маленькая Няня (показывает цифру «8»)
«Восемь» - это два кольца
Без начала и конца.
Слуга выносит гимнастические обручи, также вязальную спицу, замок, которые пригодятся в дальнейшем. Дети берут обручи, вращают.
Принц: Мне очень нравится играть!
Слуга берет из рук детей обручи.
Маленькая Няня (показывает цифру «9». Строго):
Надо «девять» изучать.
Принц: Девять - это очень много;
Я устал уже немного.
Нам пора уж отдыхать!
Маленькая Няня (строго):
Надо «девять» изучать.
Принц:
Раз, два, три, четыре, пять -
Можно быстро посчитать (поднимает одну руку с растопыренными пальцами) -
Это пальцы на руке. (Берет у слуги замок, показывает.)
Шесть запрятана в замке,
Цифру «семь» в лесу кричим,
Если только не молчим.
Восемь - это два кольца
Без начала и конца.
А девятка мне зачем?
С ней невесело совсем!
Маленькая Няня (берет из рук принца замок, переворачивает его):
Вот вам фокус: раз, два, три!
И -девятка! Посмотри!
Фокус-покус мы свершили:
Шесть в девятку превратили! (Отдает Слуге замок.)
Принц: Няня, ты же чародей -
Удивила всех людей,
И меня, промежду прочим,
Удивила очень-очень.
Не забыть наверняка:
Шесть и девять - из замка!
Маленькая Няня (назидательно):
Цифры надо изучать,
Чтобы все на свете знать!
Принц: Можно смело отдохнуть!
Маленькая Няня (показывает цифры «1» и «0»):
Вот десятка - тут как тут!
Принц:
Дальше мне зачем учиться? -
Знаю цифры я уж все!
Маленькая Няня:
Вредно королям лениться!
Принц:
Но зачем все это мне?
Маленькая Няня:
Десять - это единица;
Сбоку нуль еще ютится.
Это - новое число!
Принц, вам очень повезло!
Вы из рук моих берите
И внимательно смотрите. (Берет у Слуги спицу, подает Принцу; показывает цифру «один».)
Вот - смотрите - единица –
Это - для вязанья спица.
Принц отдает спицу Слуге.
Маленькая Няня (указывает на появившегося Лебедя и показывает цифру «2»):
Это лебедь - цифра «два».
(Указывает на доску, где нарисована чайка и показывает цифру «3».):
Вот у тройки два крыла.
Принц переворачивает стул, Маленькая Няня показывает цифру «4».
Принц:
А четверка - это стул,
Я его перевернул.
Маленькая Няня (одной рукой берет край юбки, другой – машет платочком):
Танцовщица «пять» - с платком.
(Показывает принцу цифру «5», потом протягивает принцу замок, и показывает цифру «6»): Шесть и девять - те замком.
(Показывает цифру «7».)
Принц:
Семь и так запомнил я,
То нетрудно для меня.
Маленькая Няня показывает цифру «8», затем протягивает принцу гимнастический обруч. Маленькая Няня и Принц приставляют обручи друг к другу.
Принц:
Восемь - это два кольца
Без начала и конца.
Захочу я поиграть,
Буду весело считать:
Раз, и два, и три, четыре –
Много цифр в этом мире!
Пять, и шесть, и даже семь –
Цифры те известны всем!
Восемь, девять, десять. Вот!
Кто их знает - умный тот!
Выходите поиграть –
Будем весело считать!
Слуга уносит спицу, замок, обручи, цифры. Дети подходят к доске.
Часть II
Маленькая Няня и Принц подходят к доске.
Маленькая Няня:
Просто цифры - мало значат;
Их используют иначе:
Их то складывают вместе,
Чтобы получить число,
Вычитают, умножают,
Делят. Цифрам повезло!
Цифры в жизни так важны! –
Потому они нужны.
(Пишет на доске: «1+1=2».)
Если сложим единицу
С единицею одной,
То получим мы не спицы,
Будет не замок дверной,
Это будет цифра...
Принц (радостно):
Два!
Пусть запомнит голова!
Маленькая Няня (пишет на доске: «1+2=3»):
Если единицу с двойкой
Мы попробуем сложить,
Принц:
Тут уже родится тройка,
Чтобы жить и не тужить.
Маленькая Няня (пишет на доске: «3+1=4»):
Если к тройке единицу
Мы прибавим хоть чуть-чуть.
Принц (радостно):
Не узнаем мы сестрицу -
Ведь четыре будет тут!
Маленькая Няня (пишет на доске: «1+4=5»):
К единичке плюс четверка –
Это будет ровно...
Принц:
Пять.
(Радостно.)
Это целая пятерка!
Маленькая Няня:
С нею можно танцевать! (Пишет на доске: «1+5=6».)
Если единицу сложим
Мы с пятеркою опять.
Принц:
Шесть иметь теперь мы сможем!
Целых шесть - легко сказать!
Маленькая Няня (пишет на доске: «6+1=7»):
А к шести один прибавим
И получим ровно...
Принц:
Семь.
Маленькая Няня (пишет на доске: «7+1=8»):
А к семи один приставим...
Принц: Будет восемь уж совсем.
Маленькая Няня (пишет на доске: «8+1=9»):
Восемь плюс один и только.
Принц, скажите - это сколько?
Принц:
Это девять, а не пять.
Всем пора об этом знать!
Маленькая Няня (пишет на доске: «9+1=10»):
Ну, а девять и один?
Принц:
Здесь ответ для всех един!
Будет десять.
Маленькая Няня:
Вот уменье!
Принц: Если выучить сложенье!
Маленькая Няня (стирает арифметические действия, написанные на доске):
Вычитанье - как сложенье,
Только все наоборот.
Это тоже упражненье
Для детей и взрослых. Вот!
Пальцы можно сосчитать,
Чтоб потом их вычитать.
Маленькая Няня и Принц стоят у доски.
Маленькая Няня помогает принцу откладывать пальцы на руках и пишет на доске производимое действие.
Маленькая Няня (загибает один палец на руке Принца):
Вот загнули мы один.
(Пишет на доске: «10-1=9».)
Принц (ставит палец к голове, как бы старается запомнить):
Помню, десять было с ним.
(Про себя пересчитывает оставшиеся пальцы; радостно.)
Стало девять без него!
Маленькая Няня (спокойно; уверенно):
Девять - только и всего. (Пишет на доске: «9-1=8».)
Принц:
Было девять - помню точно.
Маленькая Няня (загибая еще один палец на руке Принца):
Мы еще загнули срочно...
Принц:
Пальчик мой всего один
(задумчиво): Помню, девять было с ним.
Маленькая Няня:
Стало...
Принц: Восемь: Вот так да!
Вот так чудо-чехарда!
Маленькая Няня:
Вот теперь, кого ни спросим,
Скажут все: осталось...
Принц:
Восемь.
Маленькая Няня пишет на доске: «8-1=7».
Маленькая Няня (загибая еще один палец принца):
Снова спрятали один.
Принц:
Помню, восемь было с ним.
Маленькая Няня:
А осталось только...
Принц:
Семь.
Мы о том расскажем всем.
От восьми один отнять –
Будет семь! Не шесть! Не пять!
Маленькая Няня (пишет на доске: «7-1=6»):
Долго время не тянули (загибая еще один палец на руке Принца),
Снова пальчик мы загнули.
Вновь один мы исключили...
Принц (догадавшись; радостно):
И шестерку получили!
Маленькая Няня (пишет на доске: «6-1=5»).
Маленькая Няня (загибая еще один палец на руке принца):
От шести один отняли...
Принц (радостно):
И ладошку не узнали!
Кулачок вдруг получился!
Вот как он преобразился!
Маленькая Няня:
Если пальцы все зажать,
То получим сразу...
Принц:
Пять!
Пять ушло и пять осталось -
Вот как славно вычиталось!
Маленькая Няня:
Есть теперь одна ладошка,
И на ней совсем немножко,
А точнее - пальцев пять.
Принц:
Так давай же вычитать!
Маленькая Няня (пишет на доске: «5-1=4»):
От пяти отнять один...
Принц (задумчиво; напряженно):
Ровно пять там было с ним... (Радостно.)
А теперь всего четыре!
Маленькая Няня (пишет на доске: «4-1=3»):
Расставляем пальцы шире
И еще один зажмем –
От четверки уберем –
И получим ровно...
Принц:
Три. (Обращаясь к Маленькой Няне.)
Вот так чудо - посмотри!
Маленькая Няня пишет на доске: «3-1=2».
Маленькая Няня (загибая еще один палец Принца):
Было три - один убрали –
Снова пальцы посчитали.
Принц (радостно):
Только два осталось тут!
Лишь вдвоем они живут!
Маленькая Няня пишет на доске: «2-1=1».
Маленькая Няня (загибая еще один палец Принца):
Но, когда один зажали,
Сразу тут же мы узнали,
Что останется...
Принц: Один.
Что мы будем делать с ним?
Маленькая Няня:
Как и все, в кулак зажмем -
Весь наш фокус будет в том. (Пишет на доске: «1-1=0».)
Принц (удивленно):
Вмиг исчезли цифры вдруг!
Маленькая Няня:
Вычли все - запомни, друг.
Принц:
Ничего тут не осталось.
Маленькая Няня и принц:
Вот как славно вычиталось!
Маленькая Няня вешает на шею Принца орден на ленточке.
Принц:
Цифры все я изучил
Важный орден получил.
Ярко он на мне блестит,
Украшая весь мой вид.